По каким признакам ФНС поймет, что сделка фиктивна
Задача налоговиков — наполнять бюджет. А как можно взять с компании больше налогов, чем она и так платит? Признать отношения с контрагентами фиктивными, документооборот с ними — формальным, а также убедить налогоплательщика уточнить декларации, чтобы отменить вычеты по НДС и доплатить разницу в бюджет.
Краеугольным камнем в этой цепочке является документооборот с контрагентом. Инспекторы будут в обязательном порядке придираться к каждой бумажке. Но все же их действия поддаются некоторой логике.
Признаки формального документооборота
У налоговиков есть несколько признаков, по которым они выявляют формальный документооборот:
- компания создана незадолго до совершения сделки;
- участники сделок — взаимозависимые лица;
- в прошлом участники сделок уже нарушали налоговое законодательство;
- сделки носят разовый характер;
- расчеты через один и тот же банк;
- отсутствуют транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- стороны для осуществления хозяйственных операций используют посредников.
Наличие хотя бы одного критерия из списка не говорит о том, что компании умышленно что-то нарушают. Но в комплексе они создают неблагоприятное впечатление о работе организации.
Если нашли признаки формального документооборота
Существует позитивная судебная практика, которая указывает налоговикам проверять реальность сделок тщательнее, даже если они увидели признаки формального документооборота.
Дело № А27-14675/2019. В этом деле кассация указала налоговикам, что даже если документооборот был формальный, но обязательства по сделке фактически исполнило третье лицо — необоснованной налоговой выгоды не возникло.
Налоговики обязаны проверить, какие на самом деле осуществлялись хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их экономический смысл и определить размер налоговых обязательств.
В другом деле, № А41-9263/2018, налоговики установили, что компания завозила товар из Китая в Калининградскую область, что освобождало ее от уплаты ввозного НДС. После ввоза товары на заводах маркировались, упаковывались и через цепочку фирм перепродавались. Появлялся НДС, цена товара по цепочке росла, что позволяло занижать налог на прибыль и заявлять к вычету НДС.
Фирмы — взаимозависимые, экономического смысла в перепродажах не было, только уход от налогов. Критерием, который позволил налоговикам выявить цепочку, стал формальный документооборот. Конечно, дело решилось не в пользу группы компаний.
Не повезло налогоплательщику и в деле № А60-11308/2021. ФНС доказала, что фактически услуги по договорам исполняли не спорные контрагенты, а третьи лица. Это привело к тому, что проверяемая компания не имела права на вычеты.
Практика разнообразна, и ситуации у каждого налогоплательщика отличаются. Где-то имел место реальный уход от налогов, а где-то — просто недоработка юристов или бухгалтерии: отсутствие нужных документов или их неверное оформление, что привело к сомнениям в добросовестности налогоплательщиков и реальности сделок.
В споре с ФНС всегда лучше иметь на своей стороне грамотного налогового юриста. Он разберет конкретно вашу ситуацию, выстроит линию защиты и будет представлять компанию как в налоговой, так и в суде. Поверьте опыту юристов НАСБ — уповать на то, что вы сможете самостоятельно отстоять интересы своей организации — грубая ошибка, которая оканчивается поражением в суде и отсутствием возможности обжаловать полученное решение.
Как избежать признания документооборота формальным
Понятно, что не все компании специально выстраивают схемы для ухода от налогов. Однако, налоговики могут посчитать, что если в компании что-то не так с документами, то она не доплачивает налоги, и нужно их срочно взыскать.
Самое главное в любой сделке — ее экономический смысл, направленный на получение прибыли. Стороны должны не просто поменять товар на деньги, но и проверять контрагента, соблюдать безопасность.
Например, предусмотреть в договоре финансовые санкции и применять их реально на практике. Задержана поставка — неустойка, платеж запоздал — пени и т. д.
Присутствие большого количества посредников, перекупщиков, которые еще и связаны с налогоплательщиком, тоже наведет налоговиков на нехорошие мысли. Сократите количество звеньев в цепи или запаситесь доказательствами, что они необходимы.
К примеру, не всегда производители готовы продавать напрямую товар и делают это через сеть дилеров, которые в свою очередь поставляют только крупные партии товара оптовикам. Если вы не претендуете на звание дилера и не хотите покупать оптом товар для разовой сделки с покупателем, то вполне оправданно купить его не напрямую на заводе, а на какой-нибудь базе.
Не поддавайтесь на уговоры мелких поставщиков сделать документы за них: «вы там выпишите нам акт, вам же не трудно, а мы подпишем». Потому что если ваши документы и договоры по форме как две капли воды, то ФНС справедливо спросит — почему так произошло и не один ли бухгалтер их оформлял?
Всегда храните не только первичные документы, но и различные сертификаты, путевые листы, даже контакты водителей. Идеально, если ваши склады оборудованы камерами для видео-фиксации разгрузки, автонавигаторами и регистраторами, сохраняющими данные, если у вас отлаженные регламенты по каждому этапу закупки и доставки.
Советуем проверять контрагентов на реальность заявленных ими мощностей и статусов. Например, если заключаете договор на услуги клининга, убедитесь, что у исполнителя достаточно персонала. Если ищете подрядчика — убедитесь, что он обладает нужной квалификацией, а компания имеет соответствующие лицензии и т. д.
Если вы столкнулись с требованием ФНС подать уточненные декларации по НДС и прибыли и доплатить налог — обратитесь к юристам НАСБ.
- Обеспечим надежную защиту перед налоговой и в суде;
- Проведем риск-анализ бизнеса;
- Оптимизируем налогообложение законно.
⚜️ Сохраним ваш бизнес вместе с вами! ⚜️